Опубликовано На: Пн, Дек 26th, 2016

О Стромынской дороге

Во время проведения экскурсий в музее и по городу мы обязательно говорим о роли Стромынской дороги в развитии нашего города и района. Поэтому представляю читателям  несколько заметок на эту тему.

Древняя Стромынская дорога

И. В. Назаров «Стромынский тракт»

Стромынская дорога была древним путем из Москвы в Суздальскую землю и шла через Юрьев на Суздаль и далее по правому берегу реки Нерль к Владимиру. Как отмечает исследователь Владимирского края М. Н. Тихонравов, эта дорога существовала уже в середине 12 века. Он пишет: «Старой дорогой являлась Стромынка, выводившая на Юрьев и Суздаль». Из книги именитого историка Петра Васильевича Сытина узнаем, что Стромынская дорога была уже известна в 14-16 веках и являлась частью дороги из Москвы через Черкизово в село Стромынь, с которым Москва вела оживленную торговлю. Отсюда дорога, а затем и улица в Москве получили свое название, то есть по селу Стромынь.

На существование Стромынской дороги в 14 веке указывает духовная грамота московского митрополита Алексия (ок. 1377 г.), в которой говорится о том, что село Филипповское на реке Шерне со всеми его «деревнями и бортью» и со многими пустошами отошло в вотчину московского Чудова монастыря, который был основан тем же Алексием в 1365 г. Эта сравнительно большая и находившаяся не так далеко от Москвы вотчина была связана с Москвой Стромынской дорогой. Цари, князья в своих грамотах и указах называли дорогу Большой Стромынской, а в памяти народной она осталась просто Стромынкой. Дорога проходила по киржачской земле через Филипповское, Мелёжу, Дубки, Храпки, Желдыбино, Ефремово, Ильинское и далее на Юрьев (Юрьев-Польский).

Преподобный Сергий Радонежский – основатель

Киржачского Свято-Благовещенского монастыря

1354 год. Преподобный Сергий Радонежский покидает Троицкий монастырь и в поиске пустынного места проходит 50 вёрст к левому берегу реки Киржач, где строит святую обитель Благовещения на возвышающейся над рекой крутой живописной горе. Путь Преподобного Сергия к будущей обители на реке Киржач проходил через Кинелу (одна из переяславских волостей), далее дошел Сергий до Махрищского монастыря и затем уже со спутником, обходя многие дебри, обрели прекрасное место над рекой Киржач.

Стромынский путь от Благовещенского Киржачского монастыря на реке Киржач разветвлялся: один луч протягивался непосредственно до Юрьева, а другой делал крюк через Александрову Слободу до того же Юрьева. В разъезжей грамоте 1534 г. говорится, что от Благовещенского монастыря, что на реке Киржач, дорога поворачивала на север, именуясь Большой Московской дорогой, и проходила через вотчинные земли Стефано-Махрищского монастыря, через его село Зеленицыно и село великокняжеской вотчины Коведяево, уходя далее на Александрову Слободу, а от нее и на Юрьев.

Пребывал преподобный Сергий в обители на Киржаче около четырех лет. Сохранился вещественный свидетель о преподобном Сергии – колодец, им же вскопанный, над которым построена часовня. В колодце этом ключ чистой холодной воды вытекает из-под большого камня.

Некогда глухая и безлюдная пустынь оживлялась и населялась. В Киржачскую обитель притекали на жительство и мирские люди. Преподобный Сергий вернулся в Троицкую обитель. А вокруг обители Благовещения на реке Киржач выросла Монастырская слобода, которая, соединившись с другим селением – Селиванова гора, образовали город Киржач в 1778 году по указу Екатерины II. Как писал Иван Федорович Токмаков, автор книги «Историко-статистическое описание города Киржача Владимирской губернии»: «В положении города естественно было Киржачу расширяться и увеличиваться, тем более что через него пролегала большая трактовая к Москве Стромынская дорога, а бывавшие в нем 5 ярмарок в году значительно поддерживали и торговлю его».

Роль Стромынской дороги в развитии Киржача

Большое торговое движение шло по Стромынскому тракту. Вот что читаем в грамоте царя Ивана Грозного: «Под монастырем на Киржаче съезжаются торговать многие люди, а торгуют всяким товаром». В 1688 году царь Алексей уступил монастырю сборы с пяти ярмарок, проводимых ежегодно в Киржаче купцами, проезжавшими из Москвы во Владимир и Нижний Новгород. По Стромынке тянулось множество обозов с товарами. Известный исследователь промыслов и промышленности Сергей Андреевич Харизоменов в своих трудах писал, что Киржач в значительной степени обязан в своем развитии Стромынской дороге. Жители Киржача и селений Филипповской волости, находившихся неподалеку от этой дороги, имели значительные доходы от извоза и дворничества (постоялых дворов). На ярмарки у стен Киржачского монастыря жители сел и деревень Киржачской земли, мастера-умельцы везли колесные станы, телеги, сани и тарантасы, гончарные изделия. Продавали на ярмарках и мануфактурно-фабричную продукцию.

Именно вдоль Стромынской дороги в 13-19 веках образовался «шелковый пояс» Владимирщины. Лучше всего шелкоткачество развивалось поначалу в Богородском уезде (ныне Ногинский район Московской области). Центром возникновения и дальнейшего распространения шелкоткачества во Владимирской губернии являлась Филипповская волость. По исследованию статиста и экономиста С. А. Харизоменова можно судить, как постепенно вдоль всего бывшего торгового Стромынского тракта складывалась ленточка деревень со светелками. В Киржаче работали шелково-ткацкие фабрики купцов Соловьевых, Арсентьевых, Деревщиковых и других. В 1913 г. в городе Киржаче и селениях вырабатывалось около 7 млн. метров шёлковых тканей, это 20 процентов от общего производства в России.

Со Стромынкой связана история развития на киржачской земле металлообработки. В 1813 году в Киржаче московский купец 2-й гильдии Петр Петрович Силин построил медно-латунный завод. В 1856 году московская купчиха Екатерина Ивановна Любимова также открыла медно-латунный завод.

До постройки ямской Владимирской дороги (Владимирки), потом превратившейся в Московско-Нижегородское шоссе, по Стромынской дороге днем и ночью тянулись обозы с разными товарами, проезжали торговцы и ремесленники.                

Владимирское ополчение 1812 года

Со Стромынкой, рассказывают документы, собранные в книге «Владимирское народное ополчение в Отечественной войне 1812 года», связано участие жителей Владимирской губернии в борьбе с наполеоновскими фуражирами. Наполеоновская армия, вторгшаяся 12 июня 1812 года в пределы России, начала занимать исконно русские земли, куда около двух столетий не ступали захватчики. На защиту встали все слои русского народа. Война, таким образом, приобрела характер Отечественной войны. 24 июля 1812 года на собрании дворянского сословия Владимирской губернии было принято решение об образовании владимирского ополчения в количестве не менее 15 тысяч человек, в том числе 1292 ополченца от Покровского уезда, в который входили Киржач и все селения вокруг него. Начальником губернского ополчения был утвержден генерал-лейтенант Б. А. Голицын. Утверждены были и шесть полковых начальников, в их числе полковник Николай Петрович Поливанов, на которого возлагалось командование 4-м полком Покровской округи. То, что Стромынская дорога играла большую роль в Отечественную войну 1812 года как важная коммуникация тыла с фронтом, видно из приказов и распоряжений фельдмаршала М. И. Кутузова.

Исключительное значение придавалось охране Стромынской дороги от неприятеля. В рапорте от 25 сентября Михаилу Илларионовичу Кутузову князь Голицын высказал просьбу об увеличении конных разъездов на Стромынской дороге. На помощь ополчению были привлечены конные ополчения из крестьян Филипповской волости, вооруженные жители Киржача. Полковник Н. П. Поливанов расположил два батальона в селе Филлиповском на реке Шерна и два батальона в Киржаче. В конце декабря 1812 года остатки наполеоновской армии были изгнаны из России.

Владимирский писатель В. А. Солоухин о Стромынской дороге

в повести «Владимирские проселки»

«Вдали показалось село Ильинское. Нам это село было нужно, потому что здесь мы попадали на древнюю Стромынку, по которой ездил некогда грозный русский государь в суздальские монастыри… За селом началась Стромынка. Это было плоское, широкое полотно, укатанное некогда лихими тройками да тарантасами, а теперь поросшее ровной травкой. По обеим сторонам полотна тянулись, все в цветущей гвоздике, обочины. Среди широкой зелени вьется хорошо заметная, но все же не укатанная до пыли колея. Так, посреди зарастающей кувшинками речки, пробирается чистая полоска воды.

По обочинам Стромынки местами росли деревья, то одинокие, то небольшими группами, а то зеленел кустарник. Земля вокруг была похожа на степь, и неудивительно: мы подходили    к Юрьеву-Польскому… Иногда весь стромынский ансамбль — валки и канавы обочин, ровное зеленое полотно, наезженная колея — начинал поворачиваться, плавно загибаться и на такой Стромынке невозможно сбиться с пути… Мне под ноги попалась подкова, почти новая… Она была огромная и тяжелая. Разве что конище Ильи Муромца или какого другого богатыря мог обронить такую подкову… скорее всего, расковался битюг из породы владимирских тяжеловозов».

В заключение отмечу, что к 1914 году Стромынская дорога уже была переведена в разряд проселочных дорог (уведомление губернатора в 1897 году Покровской земской управы). Но не стерлось из памяти былое значение дороги, хотя значительная ее часть заросла лесом и кустарником, часть застроена. Дух Стромынской дороги, овеянной славой, ратными и трудовыми подвигами наших жителей, остается связью прошлого и настоящего.

Л. ГУРЯКОВА,

 директор Киржачского районного историко-краеведческого

и художественного музея

Газета «Красное знамя», выпуск № 94 (13340) от 23.12.2016 г.

tutu.ru